КонтрОСАГО: новый эпизод российской мелодрамы

25.03.2013
Краткое содержание предыдущих серий… В декабре 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев вносит в Госдуму проект поправок к закону об ОСАГО с весьма лукавым содержанием. С одной стороны, через год после его принятия автомобилистам обещано существенное повышение максимальных сумм страховых выплат и «по здоровью», и «по железу», а с другой стороны, расплатой за это стало бы моментальное подорожание полиса на 25% и вывод ОСАГО из-под действия закона о защите прав потребителей. На сторону автомобилистов неожиданно встаёт Минфин, рекомендовавший депутатам не принимать поправки о повышении тарифов. Ответ страховщиков из РСА ультимативный: без увеличения стоимости страховки компаниям грозит разорение, и ради своего спасения они вынуждены будут покинуть рынок, оставив нас всех без возможности купить полис ОСАГО. В итоге Госдума уже дважды откладывала рассмотрение поправок «для дополнительных консультаций». А теперь в сюжете появляются новые действующие лица. Финпотребсоюз, защищающий права потребителей финансовых услуг, и Движение автомобилистов России готовят контрнаступление на страховщиков. В минувший вторник, 19 марта, в Совете Федерации состоялось обсуждение альтернативных изменений в системе ОСАГО. Правда, формат круглого стола при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам не подразумевал обязательного законотворческого продолжения. В авангарде «ответного удара» – Виктор Похмелкин (бывший депутат, а ныне председатель Движения автомобилистов России) и адвокат Леонид Ольшанский. Их основной посыл: если ОСАГО невозможно немедленно упразднить, то его необходимо кардинально реформировать. Как? В нынешнем КоАПе отсутствует статья об административной ответственности для страховщиков, которые нарушают права автовладельцев, к примеру задерживая выплаты. Введение штрафа вдобавок к неустойке, по задумке, должно дисциплинировать те страховые компании, которые находят возможность занижать размер неустоек и «прокручивать» задержанные денежные суммы (ведь им это нередко выгоднее, чем привлекать заёмные средства под более высокую процентную ставку). Другой вариант «протяжки гаек» в нынешней системе ОСАГО – штрафы ещё и для недобросовестных технических экспертов, занижающих стоимость ремонта. Но кто будет проверять самих экспертов? Да и актуальность этого предложения уже устарела. В январе Верховный Суд опубликовал документ, в котором чётко прописал: оценка стоимости ремонта с учётом амортизационного износа противоречит Гражданскому кодексу. Пусть и говорил ВС тогда о КАСКО, но Гражданский кодекс у нас один, и его действие распространяется на все стороны гражданско-правовых отношений, включая и обязательное автострахование. Ещё одно предложение: чётче прописать и контролировать уже существующую в законе об ОСАГО норму о том, что в сумме каждой премии, которую получает страховщик, не менее 80% средств должно предназначаться для осуществления выплаты (в 2012 году общая сумма выплат по ОСАГО составила примерно половину от суммы собранных премий). Наконец, страховым компаниям было предложено увеличить доходность ОСАГО не за счёт роста сборов, а путём предъявления исков к дорожникам (состояние дорожной сети становится причиной примерно трети всех ДТП) и вложения денег в мероприятия по снижению аварийности (а следовательно, и количества выплат), как это делают зарубежные страховщики. Разумно? Вполне. И тем интереснее будет узнать, что из этого Совет Федерации решится предложить в качестве поправок к закону об ОСАГО, какой будет реакция страховщиков, и главное – на какой компромисс между интересами автомобилистов, бизнеса и собственными принципами согласятся депутаты? Продолжение следует…
АВТОРЕВЮ