«Гражданку» разжалобили

25.03.2013
При прямом возмещении ущерба количество жалоб на страховые компании сокращается более чем в два раза. Такие данные были озвучены на семинаре, на котором сотрудники Российского союза автостраховщиков объясняли представителям своих компаний, как работать с новой автоматизированной информационной системой (АИС ОСАГО). По статистике, за 2012 год вырисовывается интересная тенденция: количество выплат по так называемому прямому возмещению убытка выросло в среднем на 10%. Прямое возмещение убытков – это когда водитель по ОСАГО обращается за выплатой в свою страховую компанию. Сделать это он может лишь в том случае, если в аварии участвовали только два автомобиля, водители которых застрахованы по ОСАГО, и нет пострадавших. Так вот, несмотря на рост количества обращений по таким случаям, число жалоб по ним более чем в два раза ниже, чем по традиционным видам обращений. Большинство жалоб – это претензии по сумме выплат. Со своим страховщиком таких вопросов не возникает. Впрочем, объяснить это несложно. Вряд ли какая-нибудь компания будет отказываться от клиента. Ведь в данном случае страховщик компенсирует ему ущерб, но потом получает компенсацию от компании виновника ДТП. Правда, сейчас правила такой компенсации могут измениться. В 2012 году страховые компании собрали около 121 миллиона рублей премий – почти на 12% больше, чем годом ранее. Объясняется это довольно просто: автолюбителей и автотранспорта в стране прибавляется. Однако количество выплат пострадавшим в прошлом году выросло лишь на 8%. Напомним, Минфин в связи с предполагаемым увеличением выплат по ОСАГО предлагает увеличить тариф на этот вид страхования на 25%. Страховщики считают это предложение несерьёзным и предлагают увеличить тариф минимум на 50%. Впрочем, их понять можно. Дело в том, что в рамках увеличения выплат в новом законопроекте предлагается выплачивать пострадавшим фиксированные суммы за причинённый физический вред. Сейчас страховщики за телесные повреждения платят редко. В общем объёме выплат эти суммы не превышают и 1%. Страховщики не оплачивают тот ущерб, который компенсируется по обязательному медстрахованию, а это – наибольшие затраты. По новым правилам, если закон будет принят, страховщикам придётся платить за каждую травму по определённым тарифам. Расчёты по ОСАГО вырастут в разы. Чем это обернётся для страховщиков – пока сложно предположить. Также непонятно, каким образом будет решаться проблема со сменой документов. Например, если девушка вышла замуж, сменила фамилию, а соответственно – паспорт и права, то её страховая история начнётся с полного нуля. Если у неё были какие-то скидки, то доказать своё право на них она сможет только через суд. Пока таких прецедентов не было. Страховые компании до сих пор назначали коэффициент бонус-малус исходя из данных, представленных водителем. Это либо прежний полис, либо справка об аварийной истории из прежней СК. Теперь страховщик определяет данный коэффициент исходя из того, что прописано в АИС ОСАГО. Если присвоенный ранее коэффициент отличается от того, что выдаёт система, то страховщик может потребовать от водителя доплатить разницу. И тут возникает вопрос: если автовладелец доплатил, на следующий год его оштрафуют? Дело в том, что в законе об ОСАГО за предоставление недостоверных данных предусмотрено наказание: цена полиса на следующий год будет считаться с коэффициентом 1,5. Однако на это пока и представители РСА затруднились ответить. Данная проблема должна быть решена в ближайшие месяцы.
Российская газета